Nadia Yar ([info]nadiayar) wrote,

Читая "Террор" Дэна Симмонса

Не дочитав ещё.

Интересно, тело какого зверя носит Террор? Это его собственная конструкция, сделанная, возможно, "на коленке", когда возникла необходимость - или Террор слепил себе плоть по существующей схеме, воссоздал давно вымершее животное? Какого-то крупного креодонта, к примеру. Люди не застали креодонтов, но Террор их наверняка прекрасно помнит. Нечто огромное, пушистое, белое, с длинной шеей, сравнительно небольшой головой и здоровенными зубами. Могло ходить на задних лапах. Занимало нишу теперешних белых медведей. Его даже можно с ними перепутать - издалека, при плохом освещении.

Моральных претензий к Террору я не имею. Последняя отпала в тот момент, как доблестные моряки уничтожили медвежонка. Я автоматически представила себя на месте Террора и поняла, что если моя реакция и отличалась бы от его действий, то, пожалуй, в худшую сторону. Я бы, наверное, сразу перебила непрошеных гостей, которые убивают моих... подданных? младших собратьев? домашних животных? - и даже не едят их трупы. Они сдуру стреляют в старика-эскимоса, убивают медведицу и медвежат - мать с детьми! - берут небольшой кусок мяса и шкуры, а остальное бросают, как будто бы мои подданные - бесчувственный малоценный ресурс, существующий исключительно для забавы этих уродов. Не знаю, какой бог внушил им такое отношение к чужой жизни, но они у меня ещё успеют его проклясть. Не раз и не два... Ну вот, поэтому он их и не передушил сходу. Это не просто кара, а урок. Прошедший, к сожалению, зря. Мозги невольных учеников заточены очень уж тупо. Они даже не задумываются над тем, что могло спровоцировать атаки Террора. "Да ничего не спровоцировало", ага. В собственных глазах эти существа всё делают правильно. Они - венец Творения и посему имеют право истреблять всех тех, кто не венец... Террор приложил все усилия, чтобы избавить их от этой и некоторых других зловредных иллюзий, но увы. Порча сидит глубоко, а глупость и того глубже.

Хорошая книга.
Tags: dan simmons

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

[info]yelin

August 18 2008, 18:10:17 UTC 3 years ago

Там в конце про Террора много сказано - что это такое, откуда оно взялось, и почему истребляло людей. Не буду портить впечатления, но это не про мораль, а про мифологию...

[info]nadiayar

August 18 2008, 18:16:51 UTC 3 years ago

Конечно, про мифологию. Одно другому не мешает:)

[info]yelin

August 18 2008, 18:20:37 UTC 3 years ago

Нет, я в смысле - это не моральная проблема - то, что он истребляет людей. Его просто таким создали, что люди ему вкуснее.

[info]nadiayar

August 18 2008, 18:26:08 UTC 3 years ago

Дочитаем, посмотрим:)

[info]lexxnet

August 18 2008, 18:33:56 UTC 3 years ago

Надя, эта штука сама с удовольствием медведей кушает. А также касаток, моржей и вообще все, что подвернется. Но люди ей самое сладенькое. Антижизнь в чистом виде, демон.

[info]nadiayar

August 18 2008, 19:04:48 UTC 3 years ago

Однако эскимоску оно кормило.

[info]lexxnet

August 18 2008, 19:16:27 UTC 3 years ago

Она шаманка. Шаманы знают, как этого монстра усмирять. Но только они.

[info]nadiayar

August 18 2008, 19:19:45 UTC 3 years ago

Если бы это был демон, его нельзя было бы так усмирить. Это страшное существо, несомненный хищник - как и сами эскимосы, касатки, медведи и моржи - но оно не зло в чистом виде. Что-то древнее и свирепое. Северный дух, божество.

[info]nadiayar

August 18 2008, 19:15:47 UTC 3 years ago

Знаешь, я сначала тоже так думала - хтоническое существо, антижизнь. По твоему отзыву и другим. Но почему оно в таком случае убивает _так мало_ людей? И почему его атаки носят ярко выраженный характер реакции на агрессивные действия пришельцев против живых существ во льдах? Возникает даже впечатление, что Террор хочет расшевелить моряков, заставить их уйти с кораблей и таким образом спастись. МО у него, конечно, жуткий, в худших библейских традициях, но в его действиях просматривается некий больший смысл, чем просто кровожадность. Он занимается своего рода спасением душ. Насильственным. Он хочет, чтобы эти люди превзошли себя. Это следует из его поведения; у эскимосов, конечно, может быть свой взгляд на этого духа.

[info]yelin

August 19 2008, 04:48:04 UTC 3 years ago

Какая же антижизнь, если с ним договариваются и даже боятся его гибели? Вполне себе нормальный компонент местной экосистемы.

[info]nadiayar

August 19 2008, 09:58:35 UTC 3 years ago

Я дочитала до того момента, где мёртвые медведи. Там у автора громадный логический прокол. Почему же умирающие от цинги и голода персонажи этих медведей не сьели?! Автор вообще соображал, что писал? Действия Террора понятны - он зачем-то решил помочь этим дуракам - но почему дураки не едят преподнесённую им кучу свежего мяса?

И это не первый серьёзный прокол в книге, увы. Это второй, и то если считать только серьёзные.

[info]yelin

August 19 2008, 15:15:56 UTC 3 years ago

Там эти медведи почти все съеденные, на 50 человек все равно не хватит, тем более еда у них была еще, даже шоколад. То есть это он не им запасы готовил, а сам питался. Потом уже опять за людей принялся.

[info]nadiayar

August 19 2008, 16:08:20 UTC 3 years ago

Не все. _Некоторые_ медведи были сьедены, так написано. Там даже не упомянуто, что они пытались обгрызть остатки - а ведь это первое, что сделали бы больные цингой. И их было тогда ещё больше, чем 50 человек - около 70.

[info]yelin

August 19 2008, 17:14:10 UTC 3 years ago

Да, верно, но тогда было лето, и они видимо надеялись добыть более съедобных тюленей или птиц. Медвежатину они ели зимой...

[info]nadiayar

August 19 2008, 20:30:19 UTC 3 years ago

Это совершенно абсурдно. Они уже загибались от голода и цинги, тащили с собой кучу больных, и свежее мясо было их единственной надеждой. Раньше, ещё на кораблях, они тех же медведей ели за милую душу, если могли убить, и это был праздник - а тут никакой реакции. Нет, искать логические объяснения такому проколу не стоит. Его надо просто исправить.

[info]apraxina

October 16 2008, 07:43:45 UTC 3 years ago

это не прокол, это 1840е годы. там только Гудсер имеет неопределенное, но все-таки представление о том, что от этого есть прок. а какие части белого медведя есть нельзя, какие можно - уже никто. по отсутствию представления о витаминах, представление о ретиноидном отравлении отсутствует напрочь. поэтому они до упора тупо боятся медвежатины. это потом уже мокрому дождь не страшен.

[info]nadiayar

November 29 2008, 02:29:47 UTC 3 years ago

Это уже в тот момент, когда они начинают загибаться от голода. В таких ситуациях люди что угодно едят, а медвежатину они с аппетитом ели и раньше, на празднике.

[info]ich_heisse_eva

August 18 2008, 22:15:47 UTC 3 years ago

Я те советую прочитать один рассказ Дж. Лондона, сейчас точно не припомню название, по моему, "Безумие Джека Хар...".... в общем, имя героя я напрочь забыла. Но слово "Безумие" точно. Если что - найду.
Там что - рассказ от лица латиноса, точнее - богатого владельца земель в одной из Лат. республик. Начинается все банально - вот он сидит, женщина, которой он восхищается, и рядом с ней - ее гость американец. Латинос американца не любит. Заподазривает, что он положил глаз на его женщину. И всячески хает, обзывая северным варваром, в мыслях, кончно.
А пришли они, Надя, на корриду.
И вот начинается все это действо. И там описывается красочно и мучительно, как мечется бык, как сначала он не хочет убивать, как не понимает, за что его выгнали, как его сначала долго не поили, а перед корридой специально напоили, чтоб был неуклюж, и как он бегает, и как в бок помошники тореадора вонзают ему копья, чтобы разозлить его. и как он сначала не хочет злиться, и про кровь...
И как латинос воспринимает это как высокое искусство и не понимает, почему американец-варвар сидит, сжав кулаки, и то краснеет, то бледнеет, глядя на это...
Там описана смерть быка, это сложное чтение. И потом описано, что в тот же миг, когда тореадор убил быка, американец выхватил пистолет из кармана и застрелил тореадора. А потом стал стрелять в помошников тореадора, тех, что вонзали быку в бока копья.
Латинос не понимает, в чем дело, он пишет, что возмутился весь стадион. Как на американца пошли стражники, и как он стрелял в стражников, пока не кончились пули и американца тоже не убили. "Как бещенную собаку" думает латинос. Он не понимает, что за безумие его охватило?
Варвар, думает он, вот и весь сказ.

Вот и мой тебе сказ.

[info]nadiayar

August 19 2008, 10:01:14 UTC 3 years ago

+1.

Всё-таки как мы сами близки к тому, что считаем чудовищным.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…