Nadia Yar (nadiayar) wrote,
Nadia Yar
nadiayar

Categories:

"Белые ночи Гекаты" Веры Камши

Эта повесть была опубликована в прошлом году в сборнике "Исправленному верить". "Белые ночи Гекаты" - городская фэнтэзи петербургский мистический детектив. Мирный историк Олег Шульцов и ещё несколько человек сталкиваются с чередой смертей, объяснимых только вмешательством сверхъестественных сил. С первого взгляда похоже на ведьмовство, со второго тоже. (Что делать, если вы видите, как ведьма убивает людей? Закон бессилен, полиция не усмотрит причин вмешаться; ваши действия? а если эта ведьма – ваша мать?..) Герои пытаются что-то понять, кого-то спасти – а вскоре уже спасти и себя.

Чёрный пёс Петербург (с) в этой повести как живой. Герои тоже совершенно настоящие, взятые прямо из жизни люди, притом достаточно литературные, чтобы быть интересными. Вплоть до кульминации повесть отличная, а потом… кое-что, увы, остаётся смазано и невнятно. Такое впечатление, что не хватает пары-тройки важных сцен, прежде всего тех, в которых Шульцов излагает соратникам и через это – читателям своё понимание событий, после чего герои намечают план действий, который после, в кульминации, реализуют. Такие сцены не были бы натянутой уступкой читательскому любопытству, ибо невозможно поверить, что все соратники Шульцова знают о древних божествах столько же, сколько он сам. Автор, видимо, полагает, что тонкости спора Диониса и Гекаты должны быть известны всем цивилизованным людям, а кто их не знает, сам виноват, невежда. В результате событиям повести не хватает ясности в ключевых моментах, кульминация что-то теряет, а значит, теряет вся повесть. Нагнетание мистики, остающейся малопонятной – одна из особенностей творчества Камши, и в "Белых ночах Гекаты" малопонятного чуть больше, чем надо. Литературный текст не может требовать от читателя априорного знания тонкостей, известных только учёным, иначе он не вполне самостоятелен. Особенно если это текст в популярном жанре. Законченная вещь, которая не является даже частью цикла, должна давать возможность понять её as is, как произведение в себе.

Это, впрочем, не значит, что повесть не стоит читать. Читать её интересно, не оторвёшься. Сверхъестественный ужас мистических смертей очень натурально сопровождает обыденный ужас - одиночества, старости, нездоровой семьи. Кто-то должен рассказать Камше, что на свете бывают и хорошие матери, но надо отдать ей должное – кошмар выписан от и до, без сантиментов, преувеличений, без модной чернухи – просто-таки на приз. Всё это с минимумом редактуры просится в хоррор-сценарий. Хороший вышел бы фильм.

Прочесть эту вещь можно на Либрусеке, купить - в одном из перечисленных здесь магазинов; в том же сборнике обитает, кстати, и мой "Котиша".
Tags: книги, короткая проза
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment